360 ГРАДУСОВ ЛОМОГРАФИИ

360-lomo
7 апреля – 7 июня 2009
360 ГРАДУСОВ ЛОМОГРАФИИ
При поддержке Ломографического Посольства в России (Санкт-Петербург) и Фотографического музея «Дом Метенкова»
Выставочный зал

Ломография  - одна из разновидностей современной фотографии, меньше чем за 20 лет превратившаяся из технического приёма в оригинальную форму визуального мышления. На выставке в ЦСК УрГУ этот процесс трансформации  представлен наглядно, поскольку амбиции уральских ломографов превратили скромную экспозицию в широкомасштабную ретроспективу. В результате – впервые в России история и современное состояние  ломографии столь полно представлено работами авторов из Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Екатеринбурга, Братска, Ростова, Краснодара и других городов. Гигантская ломографическая стена в 5000 фотографий растянулась на 44 метра и окружает зрителя особым миром на все 360 градусов.

Технически ломография началась в 1984 году, когда Ленинградское оптико-механическое объединение «ЛОМО» запустило в массовое производство первую отечественную малогабаритную автоматическую фотокамеру «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» (ЛК-А). Чудо любительской техники обрело массовую популярность благодаря возможности снимать при любых условиях освещения, компактности, прочности и простоте управления. В начале 90-х годов производство фотоаппарата планировалось снимать, но благодаря двум студентам Венской академии искусств, которые в 1991 году отдыхали в Праге и купили камеру (ЛК-А) по 12 долларов за штуку  у советского фотоаппарата появилось необычное развитие. Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер снимали все подряд, не смотрели в объектив, а когда напечатали пленки,  пришли в восторг: цвета на фото были яркими и интенсивными, снимки излучали некие ментальные волны тепла. В Венской школе искусств ломография быстро стала популярной, студенты, преподаватели, их родственники и знакомые, захотели иметь такие же камеры. Для организации выставки студентам пришлось зарегистрировать культурный союз – Ломографическое Сообщество со штаб-квартирой в Вене. С этого начался бум на ломографию. Концерн «AGFA» выпускает пленку в коробочках со специальной эмблемой, телекомпания «BBC» снимает фильм про захлестнувшую мир моду, реклама «Формулы –1» диктует на эстетику кадра в ломографическом стиле, концерн «BMW» организует поддержку новых моделей автомобилей под этим знаком, туристические фирмы проводят ломографиеские туры в разные страны мира, австрийские виноделы создают партии «великолепного вина со вкусом ломографии», в моду входит особый дизайн в одежде и архитектуре.

lomo

Популярность ломографии в России восстанавливает историческую справедливость.  Главный принцип Ломографии – инстинктивное фотографирование для эстетического удовольствия. В дополнение к этому идут спецэффекты ломографических камер (как ставший культовым «ЛОМО Компакт», так и фотоаппараты созданные специально уже после рождения ломодвижения). Здесь техническое ограничение и искажения выступают как творческий метод. Оптические «неточности» объектива, большая глубина резкости, запредельная «диковатая» цветопередача, зернистость, мультиэкспозиция, использование фильтров разных цветов и форм и пр. делают снимки удивительно разнообразными. Поэтому пространство ломографии простирается от сюрреализма до гиперреальности. Вариативность позволяет каждому экспериментировать в поисках своего исключительного приема, чтобы тем самым передать личное восприятие мира. Ломография позволяет выразить уникальный внутренний опыт автора, посмотреть на реальность без штампов, условностей, архетипов. Имманентное существование вне догмы, существование свободное можно маркировать как детскость сознания. Из гипперсубъективности взгляда исходит почти физическое присутствие эмоции в каждом снимке, и она здесь – обязательна.

В связи с этим особенно интересно, что ломографы первыми бросают вызов авторству самостоятельно. Ролан Барт в русле постмодернистской философии заявил, что автор умер, т.е. отказал в возможности создавать что-либо аутентичное и ставить копирайты. Для ломографической этики гораздо важнее оказывается со-участие и возможность перцептивной коммуникации. Абсолютный уход от эгоистических притязаний на «шедевральность» и соразмерную гениальности художественную ценность единичного произведения окупается приобщенностью к глобальному процессу.

Каждый ломографический снимок – мгновенный образ, который почти одновременно с проникновением на пленку становится историей,  рассекая временную протяженность на прошлое и настоящее. Ломографы «щелкают» быстро, не заглядывая в объектив (от бедра, от колена, от плеча, из-за спины, на вытянутой руке и т.д.). Так кадры получаются прямолинейно естественными и документальными. Путем ломографирования действительности происходит ее изучение и документирование. А, значит, каждый ломографический снимок – это единица хранения. Соучастники процесса безостановочно и хаотично заполняют архив  - ломоглобус, созданный Ломографическим Сообществом с целью не оставить ни одного белого пятна на карте мира. Поэтому, никогда не закончится пленка в миллионах ломографических аппаратов.

Можно упрекнуть ломографию в клиповости мышления: неизбирательности и  поверхностном авторском взгляде, свойственном поколениям конца 20 века. Или в попытках спрятаться за оригинальностью метода. Но эти нападки опрокидываются актуальностью ломографии, это ответ на запрос времени. Ведь в современном пространстве зачастую гораздо ценнее целостность гипертекста, чем одна картинка. Так сама выставка как гипертекст соединила в себе поток образов, создав определенного рода картину времени.

Агата Иордан


Фото: Петр Захаров

Фотографии с мероприятия на Google+

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий»
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
Факс: +7 (343) 389-94-19
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?

Форма входа