От русского "Серебряного века" к "Новому Ренессансу"

devyatova-forum-small

О.Л. Девятова, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и СКД УРФУ

«От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”»
(по следам Международного форума –
к 80-летию Сергея Михайловича Слонимского –
Санкт-Петербург, 4 – 7 апреля 2012 года)

В апрельские дни 2012 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный форум «От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу”», посвященный грядущему юбилею – 80-летию выдающегося композитора современности Сергея Михайловича Слонимского, народного артиста России, лауреата Государственных премий РФ, кавалера российского ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша, академика Российской академии образования, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс композиции). Организаторами этого грандиозного события стали – один из старейших вузов нашей страны Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет музыки, кафедра музыкального воспитания и образования) и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Символично, что для обоих вузов этот год также является юбилейным: РГПУ им. А.И. Герцена исполняется 215 лет (основан в 1797 году) и СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова – 150 лет (основана в 1862 году).

Этот форум стал настоящим праздником «Большой музыки», «Большой науки» и яркого исполнительского искусства. В нем приняли участие представители 18 российских городов (в их числе Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Владивосток и др.), а также 9 стран (Россия, Латвия, Германия, США, Израиль, Корея, Мальта, Иран и др.). В рамках форума прошли несколько масштабных мероприятий: развернутая научно-практическая конференция «Музыкальная речь неисчерпаема, как и сама душа человеческая», творческая встреча с выдающимся художником Михаилом Шемякиным, фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Играем Слонимского», фортепианные мастер-классы «Вольное искусство музыки». Каждый день форума завершался концертом из произведений С.М. Слонимского. Концерты проходили в прекрасных залах Санкт-Петербурга (Колонный зал РГПУ им. А.И. Герцена, залы – Камерный и Малый им. А.К. Глазунова – Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Концертный зал музея-усадьбы Г.Р. Державина).

Торжественное открытие Форума состоялось в Зимнем саду фундаментальной государственной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны (РГПУ им. А.И. Герцена, набережная реки Мойки, 48).

Участников и гостей Форума, а также самого «виновника торжества» С.М. Слонимского приветствовали ректор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор В.П. Соломин; ректор СПБГК им. Н.А. Римского – Корсакова, народный артист РФ, профессор М.Х. Гантварг, проректор по научной работе СПБГК им. Н.А.Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор Н.И. Дегтярева; проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор К.В. Зенкин.

В пленарном заседании научно-практической конференции «Композитор – Личность – Музыкант» были представлены интересные, содержательные доклады, посвященные проблемам современной музыкальной культуры (восприятие музыки ХХ века, взаимодействие поэзии и музыки, проблема «композитор – исполнитель – слушатель – критик» и др.), а также личности и творчеству С.М. Слонимского. Актуальные проблемы современной музыки и ее бытия в культуре были посвящены доклады доктора искусствоведения К.В. Зенкина; композитора, кандидата искусствоведения, доцента СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова А.Ю. Радвиловича. Выразительной музыкально-поэтической нотой прозвучал доклад выдающегося поэта наших дней А.С. Кушнера, который с воодушевлением говорил о своем восприятии музыки С.М. Слонимского и той радости, которую она ему приносит. Украшением доклада стало музыкальное по интонации чтение им своих замечательных стихов. Интересны были размышления известного писателя, историка и драматурга Я.А. Гордина о Борисе Пастернаке и его культурных связях с Кавказом. В докладах, посвященных С.М. Слонимскому, раскрывались разные грани его личности. Так, профессор СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова Л.Е. Гаккель в докладе, названном «Необходимость Слонимского», верно подчеркнул такие характерные черты личностного облика композитора как нонконформизм, непредсказуемость, сопротивление потоку поп-музыки, внимание к исполнителям и др.). Проблема «Слонимский и Петербург» была затронута в интересном докладе С. Волкова («С.М. Слонимский и петербургский миф»), который был зачитан профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения Е.Б. Долинской. В программу пленарного заседания вошли также интересные доклады кандидата искусствоведения С.Л. Черноморской о литературной деятельности С.М. Слонимского, доктора искусствоведения Н.И. Дегтяревой о замечательной работе композитора и музыковеда об оркестровой полифонии в симфонии Г. Малера «Песнь о земле», а также кандидата искусствоведения Е.В. Васильевой, раскрывшей специфику педагогической, исполнительской, литературной и общественной деятельности русского композитора в ХVII веке.

Мне также посчастливилось выступить на пленарном заседании в первый день Форума с докладом на тему «Культурфилософские универсалии творчества С. Слонимского: архетип “фаустианства”», в котором творчество Слонимского и его Двадцать первая симфония «Из “Фауста” Гете» (2009) были представлены в свете концепции фаустовской культуры Освальда Шпенглера. Благодарна устроителям за возможность проиллюстрировать мой доклад музыкальным фрагментом из 1-й части симфонии (под названием «Фауст»).

С большим успехом прошла в этот день творческая встреча с замечательным художником и скульптором М.М. Шемякиным, лауреатом Государственной премии РФ и Президентской премии, кавалером ордена Дружбы, почетным доктором Университета Сан-Франциско, основателем Института философии и психологии творчества в городе Хадсон (США). М.Шемякин рассказал о своей творческой дружбе с Сергеем Слонимским и их совместной работе над балетом «Волшебный орех» (по Гофману). Он выразил свое восприятие и понимание самобытного, оригинального стиля музыки Слонимского, отметил ее созвучие современной эпохе. В ответах на вопросы художник рассказал кратко о своей дружбе с В. Высоцким и пригласил зрителей в Строгановский дворец на выставку, посвященную этой теме, а также упомянул о многолетней деятельности «Фонда М. Шемякина».

Кульминацией первого дня Форума стали: торжественное открытие Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского» (представление жюри) и концерт ансамбля «Студия новой музыки» (художественный руководитель, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Тарнопольский). Эти мероприятия прошли в красивом старинном Колонном зале РГПУ им. А.И. Герцена. В программе концерта исполнялись сочинения С.Слонимского разных лет, среди них: драматические, остро-экспрессивные мемориальные опусы: «Трио» для скрипки, виолончели и фортепиано (2000), памяти Бориса Клюзнера– замечательного ленинградского композитора, к таланту которого С. Слонимский всегда относился с большим уважением и почтением, и Lamento furioso для скрипки, кларнета и фортепиано (1997), памяти Эдисона Денисова – известного композитора-авангардиста, большого друга С. Слонимского. В этих сочинениях с поразительной силой и глубиной выражена глубокая скорбь композитора в связи с утратой больших, выдающихся музыкантов ХХ века. Не меньшей экспрессией и драматизмом была наполнена и Соната для скрипки и фортепиано(1986), которую выразительно исполнили Станислав Малышев (скрипка) и Мона Хаба (фортепиано). Прекрасно прозвучал в концерте знаменитый квартет «Антифоны»(1968), в котором композитор использовал приемы инструментального театра, где каждый инструмент выступает своеобразным актером, а исполнители свободно перемещаются в сценическом пространстве, чем достигается особый акустический эффект музыкального диалога и полилога голосов.

devyatova-forum-1devyatova-forum-2

 

Вокальная музыка С.Слонимского была представлена в концерте авангардными «Польскими строфами» для меццо-сопрано и флейты на слова поэта Антония Слонимского (1963) и остроумными «Веселыми песнями» на стихи Даниила Хармса для сопрано, флейты пикколо, тубы и ударных (1971). Оба сочинения успешно исполнила не профессиональная певица, а известный ученый-музыковед, доктор искусствоведения Светлана Савенко. Такой замечательный концерт дал достойный старт Международному форуму, который успешно продолжался в последующие дни.

Интересно и плодотворно шла работа научно-практической конференции, заседания которой проводились в Камерном зале консерватории и в Конференц-зале Факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Тематика докладов была широка и многоаспектна, она затрагивала самый разнообразный спектр вопросов и проблем, которые актуализирует своим творчеством С.М. Слонимский. Одна из центральных – проблема «Фольклор и композиторское творчество». В этом ключе был интересен доклад Г.В. Лобковой (кандидата искусствоведения, зав. кафедрой этномузыкологии СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова): «Фольклорные истоки профессиональной музыки: история и современность», в котором были представлены интересные фрагменты выступления С.М. Слонимского на фольклорном концерте (1996), где он пел частушки, записанные в Великолужской экспедиции (1963), и показал голосом особенности интонирования нетемперированной музыки. Очень интересен был также доклад Т.С. Молчановой (ст. преподаватель кафедры русского народного песенного искусства СПБГУКИ): «Клиросное пение и народная традиция: по лужским записям С.М. Слонимского». Автор доклада подчеркнула значительный вклад С.М. Слонимского в дело фиксации уникальных записей, в которых запечатлен сам дух и характер народной культуры и народного исполнительства. Кульминацией в обсуждении проблемы «Фольклор и композитор» стал доклад композитора, певицы, кандидата искусствоведения Е.Ю. Иготи «Фольклор в вокальном творчестве Сергея Слонимского», которая обратила внимание на особую трактовку голоса в вокальных сочинениях Слонимского, где голос нередко используется как уникальный инструмент. Автор подчеркнула, что в каждом новом сочинении композитор «изобретает» новый интонационный строй, новый лад, учитывая природу фольклора и народного исполнительства, когда каждый исполнитель выделяет голосом тот устой, какой хочет. Все эти особенности фольклорного стиля композитора Е.Ю. Иготи продемонстрировала на примере вокальной сцены «Прощание с другом» для высокого голоса и фортепиано (из эпоса о Гильгамеше). Певица прекрасно исполнила это экспрессивно-напряженное сочинение, написанное в жанре плача, убедительно передав голосом неимоверные страдания человека, испытывающего невероятную боль, страх смерти, и трагически осознающего невозвратимость утраты.

Многие доклады были посвящены исследованию произведений С.Слонимского, которые являются знаковыми в его обширнейшем творчестве. Это – Десятая симфония «Круги ада» (по Данте, 1992), «Реквием» (2003), «Квинтет» (2008), опера «Виринея» (1965 – 1967), «Концерт-буфф» (1964) и др. О каждом из названных сочинений было высказано немало ценных, научно перспективных идей и мыслей. Большой интерес представляли доклады, посвященные разным граням деятельности С.М. Слонимского. Прежде всего, отмечу доклад Г.А. Праздникова (профессора, заведующего кафедрой философии и истории Санкт-Петербургской академии театрального искусства, почетного работника высшего профессионального образования РФ, действительного члена академии гуманитарных наук) на тему «С. Слонимский о художнике и творчестве». Автор заострил особое внимание на вопросе этического измерения музыкального искусства и этосе жизненной и творческой позиции композитора, смыслах его педагогики, заключенных в «самосозидании таланта».

Значительный интерес в осмыслении личности С.М. Слонимского представил доклад кандидата искусствоведения М.В. Мжельской о много-летних творческих контактах композитора с Самарой, которые автор раскрыла на примере уникальных материалов «Самарского альбома Сергея Слонимского» (2003), отражающего разные грани этих контактов (премьеры опер «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного» и др.; выступления в Самарском педагогическом университете, сочинения в виде эпиграмм, дарственных дифирамбов и т.д.).

Порадовали на конференции выступления молодых талантливых ученых (от студентов до кандидатов наук). В их числе: О. С. Бальцевич (студентка 4 курса Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), которая выступила с замечательным докладом на тему «Фортепианный квинтет Слонимского в контексте развития жанра», Н.Д. Свиридовская (кандидат искусствоведения, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), представившая очень интересное сообщение на тему: «”Сила любви и волшебства” – кукольный спектакль Ю. Слонимской и П. Сазонова», в котором ярко раскрыла природу куклы и кукольности в контексте культуры Серебряного века (на примере спектакля, созданного Юлией Леонидовной Слонимской – тетей композитора); Н.А. Хрущева (аспирантка, преподаватель СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова, СПБГУ кино и телевидения, лауреат международных и всероссийских конкурсов и фестивалей), которая сделала доклад на тему «Между порядком и хаосом: контролируемая алеаторика в “Колористической фантазии” С. Слонимского» и блестяще исполнила это оригинальное произведение. К сожалению, нет возможности охарактеризовать все интересные, талантливые доклады (а их было более 60), посвященные как творчеству С.М. Слонимского, так и другим явлениям современной музыкальной культуры. В целом, отмечу очень высокий профессиональный научный уровень всех выступлений, которые мне довелось услышать (некоторые доклады не слушала, в связи с посещением интересных прослушиваний шедшего параллельно Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского).

Украсили конференцию и выступления Детского музыкального театра «Вокруг рояля» Охтинского центра эстетического воспитания. Дети с удовольствием исполнили Мини-оперу «Красная Шапочка» на музыку, созданную самими участниками спектакля в стиле В.А. Моцарта (руководитель – Л.М. Борухзон, заслуженный работник культуры РФ, заведующая фортепианным отделением Охтинского центра эстетического воспитания Санкт Петербурга). Эта работа продемонстрировала широкие возможности детского музыкального, эстетического и общекультурного воспитания, которое развивает как музыкальные, так и культурно-стилевые навыки восприятия, создания и исполнения музыки, способствующие формированию личности ребенка.

В заключение хочется кратко суммировать впечатления от замечательных концертов фестиваля, которые, как отмечалось, венчали каждый день Форума. Второй день завершился концертом (в Камерном зале СПБГК им. Римского-Корсакова), под названием «Комплимент маэстро», в котором прозвучала чудесная музыка из балета «Волшебный орех» (в транскрипции автора для фортепиано в 6 рук). Ее виртуозно исполнили мастера – пианисты: Ирина Аврамкова (заслуженный работник культуры РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат международного конкурса, кандидат педагогических наук); Владимир Гуревич (почетный работник высшего образования РФ, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена); Раффи Хараджанян (заслуженный артист Латвии, доктор искусствоведения, профессор Рижской академии музыки им. Я. Витола). Исполнение трех пьес из балета вызвало заметное оживление в зале, ведь необычным был уже сам факт игры за одним роялем трех исполнителей. Яркой и увлекательной была и сама музыка, полная нежной лирики («Любовь юноши к принцессе»), юмора и озорства («Шутовской танец и полька») и неуемного веселья («Вакханалия в царстве веселья»). Причем, в процессе исполнения пианисты временами подпевали, играли на ударных инструментах и даже… танцевали. Все это произвело неизгладимое впечатление на слушателей и было вполне в духе Слонимского, с его искрометным чувством юмора и тонким умением воссоздать комическое в музыке.

Программа концерта была построена на контрастах. После балетной сюиты звучали серьезные камерные сочинения С. Слонимского, романсы и инструментальные пьесы. Большое впечатление оставила певица Юлия Симонова (солистка Михайловского театра), проникновенно исполнившая Вечернюю песню Марии из оперы «Мария Стюарт» в сопровождении арфы (партию арфы исполнила лауреат международных конкурсов Кристина Макарова). Страстно и драматично прозвучала Соната для скрипки и фортепиано в исполнении лауреатов международных конкурсов Чингиза Османова и Светланы Месхи. Удачным и вдохновенным было исполнение новых романсов Слонимского на стихи А. Толстого («Минула страсть» и «Пришла весна», 2011) заслуженной артисткой РФ, солисткой Мариинского театра Галиной Сидоренко (меццо-сопрано) и заслуженной артисткой РФ, профессором СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова Ириной Шараповой (фортепиано). С тонким пониманием поэтического и музыкального стиля прозвучали два романса на стихи А. Кушнера («Пыль» из цикла 2000 г. и «Смерть Октавии» из цикла 1997 г., созданного в жанре старинной арии), которые исполнили лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра Екатерина Шиманович (сопрано), Мария Леншина (флейта) и Алексей Тихомиров (фортепиано). Кульминацией концерта стало исполнение двух романсов на стихи Осипа Мандельштама из цикла 1990 г. («За гремучую доблесть грядущих веков» и «Жил Александр Герцович») лауреатом международных конкурсов Сергеем Муравьевым (тенор) и Ириной Шараповой (фортепиано). Певец очень точно, интонационно-осмысленно услышал и воплотил в пении характер музыки Слонимского, со-ответствующей духу поэзии Мандельштама. В завершении концерта блистательно прозвучала яркая, остроумная, полная изумительной изобретательности Американская рапсодия на тему G-H для двух фортепиано и клавесина. Ее исполнили Павел Егоров (народный артист РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова и РГПУ им. А.И. Герцена, фортепиано). Алексей Глазков (лауреат международного конкурса, фортепиано), Энтони Бонамичи (лауреат международных конкурсов, клавесин).

devyatova-forum-3devyatova-forum-4

 

Не меньшее впечатление оставил и концерт – Дифирамб – Приношение Мастеру участников Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского». Этот концерт проходил в очень красивом желто-золотистом Концертном зале музея-усадьбы Г.Р. Державина. Открылся концерт хоровыми лирическими миниатюрами С. Слонимского «Тучка золотая» на стихи М. Лермонтова и «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина (1997), которые проникновенно исполнила женская группа хора 1 курса дневного отделения Факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена (художественный руководитель Т.Ф. Кучковская, концертмейстер Н.А. Ананьина). Затем прозвучали старинные русские канты во славу юбиляра. Впервые в этом концерте был исполнен интересный по стилистике вокальный цикл «Испанские эпиграммы», 2002 (Е. Залесская, Э. Тен). Ярко прозвучали также и романсы из цикла «Газели Надиры», 1988 («О солнце красы твоей!» и «Жизнь изведать сумей и уйди») в ансамбле В. Зиновьевой и А. Тимофеевой. Эмоционально и захватывающе вновь прозвучала ария «Смерть Октавии» на стихи А. Кушнера в исполнении О. Скрипниченко (сопрано), А. Приступа (флейта) и Л. Коноваловой (фортепиано). Убедите-лен был и баритон И. Сапунов, исполнивший два романса на стихи М. Лермонтова: «Как небеса твой взор блистает» и «Портрет» (из цикла 2009 г.).

Наряду с вокальной музыкой в концерте прозвучали и известные фортепианные пьесы Слонимского «Колокола» (1970), «Романтический вальс» (1982) из цикла «Воспоминания о XIX веке» (Регина Маркова), Прелюдия и фуга d-moll из цикла 24 прелюдии и фуги для фортепиано, 1994 (Ильза Ондар).

В последний день Международного форума состоялись мастер-классы В.Ф. Щербакова и Р.И. Хараджаняна, а также заседание «Круглого стола» «Драгоценна свобода творчества», на котором обсуждались вопросы, связанные с пониманием современной (классической) музыки и ее бытия в системе медиакультуры и развития новых технологий. Участники «Круглого стола» обобщили также впечатления от Международного форума в целом и научно-практической конференции, сделав общий вывод о ее значительном научном вкладе как в музыкознание, так и в сферу общегуманитарнных наук (педагогики, культурологии и др.). Торжественное закрытие Форума состоялось в красивейшем белоснежном Малом зале им. А.К. Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

В первом отделении прозвучали: хор С.М. Слонимского «Упрямый ветер» из цикла «Северные пейзажи» на слова Вс. Рождественского (1969), который был исполнен Камерным хором Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель и дирижер Заслуженный деятель искусств России и Карелии, профессор Станислав Легков) и изумительный, романтический Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, наполненный красивым мелодизмом, виртуозным блеском и глубиной тонких лирических переживаний. Концерт с воодушевлением и пониманием содержания музыки и стиля Слонимского исполнила молодая пианистка, лауреат международных конкурсов Галина Жукова и молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова (художественный руководитель и дирижер Алексей Васильев).

Во втором отделении концерта мы вновь встретились с участниками Фестиваля-конкурса «Играем Слонимского», которые выступили с лучшими программами уже в роли лауреатов, награждение которых состоялось по завершении концерта. Здесь в исполнении юных музыкантов и молодых прозвучали камерные инструментальные и камерно-вокальные сочинения С.М. Слонимского.

Международный форум завершился, но праздник прекрасной музыки С.М. Слонимского был продолжен грандиозным Авторским концертом Мастера, состоявшемся 8 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В программе концерта были такие «знаковые» произведения 1980-х – 1990-х годов как «Славянский концерт» для органа и струнного оркестра (1988), «Петербургские видения» (1994) и сюита из оперы «Видения Иоанна Грозного» (1993 – 1995). Эти сочинения были великолепно исполнены Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением дирижера, заслуженного артиста России Владимира Альтшулера. «Славянский концерт» философски глубоко и выразительно сыграл известный петербургский органист Олег Киняев, подчеркнув масштабность и значительность национальных славянских образов, облеченных композитором в барочную форму. В интерпретации «Петербургских видений» дирижеру и оркестру удалось передать «достоевскую» фантасмагорию, поразительно точно воссозданную в музыке. В сюите из оперы «Видения Иоанна Грозного» трагически мощно прозвучала Увертюра, раскрывающая жестокость и агрессивную наступательность темы Грозного и бесовских «кружений» его свиты в резком контрасте с нежной лирикой темы Анастасии, олицетворяющей образ страдающей под гнетом царя-ирода Руси – России. Образ Иоанна Грозного, одержимого страшными видениями и мучительно осознающего неотвратимость возмездия за свои злодеяния (в концертном исполнении) убедительно создал молодой певец Юрий Власов (бас). Выразительно прозвучала у солиста и хора Стихира, обращенная к Владимирской Богоматери (текст сочинен Иоанном Грозным), в которой композитор воссоздал стилистику древнерусских церковных песнопений. Кульминацией сюиты стал Гимн Великому Новгороду, соединивший в себе традиции русских славлений и празднично-игровой культуры скоморошества.

Однако главным событием Авторского концерта стала мировая премьера новой симфонии С.М. Слонимского (№ 30), созданной в 2010 году, в которой композитор в современном драматической ключе развивает исконно русские традиции: былинного эпоса (1-я часть «Былина»), лирической песенности (2-я часть «Протяжная») и игрового танцевального фольклора (3-я часть «Плясовая»). Тридцатая симфония, как и все другие сочинения, превосходно исполненные оркестром под управлением В. Альтшулера, были встречены горячими аплодисментами благодарных слушателей, до отказа заполнивших исторически знаменитый Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Авторский концерт, как и Международный форум в целом, продемонстрировали масштаб и универсальную многогранность творчества С.М. Слонимского, которым он вносит серьезный и значительный вклад в отечественную и мировую культуру XXI века.

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий»
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
Факс: +7 (343) 389-94-19
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?

Форма входа